Публикация газеты "Вечерний Екатеринбург"

Загрузка ...

Стаья из "Вечернего Екатеринбурга"    Букашкин — с другой стороны    с http://ur-ra.ru/sc/pub_ve.php?pub_select=807

«Где работы Букашкина? Почему никого не позвали на открытие?— вопрошал картинник, активист движения «Старик Букашкин» Юрий ДАНИЛИН. — Надо было по-букашкински всех собирать: с горошком, картоночками, детьми и скоморохами…»

Так, с непонимания гостей — любителей творчества «Народного старика России» Букашкина — и начала своё действие экспозиция под названием «Художники одесского андеграунда из коллекции Евгения Малахова» (Старика Букашкина). Открытие, непафосное и неторжественное, состоялось в преддверии семидесятилетия художника — 10 сентября.
Что в имени его для нас?..
— Вот видите, все привыкли реагировать на имя Букашкина, ждут именно его графики, — сетует библиотекарь культурного центра библиотеки им. Белинского, куратор выставки Марина СОКОЛОВСКАЯ и добавляет: — А ведь на выставке представлены работы очень известных украинских живописцев!
Это одесские авангардисты 70—80-х годов — Валентин Хрущ, Людмила Ястреб, Валерий БАСАНЕЦ и другие. Представлено всего 19 графических и акварельных работ.
Полотна разнородны — здесь и чёрно-белая графика, и цветные акварели, и силуэтные наброски. Однако все они обладают своеобразной экспрессией, которая узнаётся в работах и самого Малахова-Букашкина.
Не зря же, по мнению Марины Соколовской, коллекция стала своеобразным результатом межрегионального и межкультурного взаимодействия художников Одессы и тогдашнего Свердловска — все работы были подарены Букашкину во время его ежегодных одесских пленэров.
Не обойные три четверти
В экспозиции представлено три четверти личной коллекции Евгения Малахова — и это только одесские мастера. Между тем в невыставленной части собрания — картины московских и львовских художников. Так, несколько своих работ Букашкину подарила подмосковная художница Катя МЕДВЕДЕВА.
Остальные картины хранятся в частных собраниях друзей «Народного Дворника России»: участницы движения «Картинник» Екатерины ШОЛОХОВОЙ, директора галереи «Парарам» Эдуарда ПОЛЕНЦА.
И пусть картин не так много, как могло быть, в просторном библиотечном холле они смотрятся совсем иначе, чем в стенах небольшой галереи.
— Я давно хотела посмотреть, как коллекция будет «играть» в пространстве библиотечных стен, — поясняет куратор выставки. — Картины — не обои, им необходим простор…

«В мехах» и книгах
Действительно, работы размещены достаточно свободно и без какого-либо концептуального замысла. Так, возле по-детски простых рисунков Валерия Басанца (серия «Линии» 90-х годов) находится портрет Букашкина «В мехах» авторства Юрия Коваленко.
«Народный дворник России» на нём — в ватнике с меховым воротником. Художник выбрал тёмные тона — коричневый, синий. Однако они, по мнению преподавателя изобразительного искусства школы «Источник» ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА Александра БАРТОБА, дружившего с Букашкиным на протяжении семи лет, не передают той чистоты и детской наивности, которые были присущи художнику.
К слову, сам Букашкин присутствовал на выставке не только в виде портрета (к слову, единственного в экспозиции). К выставленным листам одесситов были добавлены две его книжицы, изданные в начале девяностых.
Они, оформленные теми же друзьями-художниками — Валерием Басанцом и Виктором МАРИНЮКОМ, демонстрируют посетителям творчество Евгения Малахова-литератора. «Миф о добром и злом. (Ино-сказания)», «ЧЕЛОВЕК-ОН или человек-он» — фантазийные, ироничные и философские миниатюры «народного старика России» гармонично отражаются в самобытных рисунках авангардистов, отражая и самобытный взгляд на мир самого Старика Букашкина.

Лилия МАЛЬГИНА

malgina@urn.ru

Работу одессита Виктора МАРИНЮКА из серии «Лица» начала 90-х годов отличает абстрактность графики — художественная дань наследию авангардиста Казимира Малевича